Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка, но и его развитие.
Для психофизического благополучия ребенка на третьем году жизни, как в семье, так и в учреждении образования дошкольного образования, решающими являются социальные условия жизни: в дошкольном учреждении – это наличие особой системы образовательной работы, личность педагога, развивающая предметно-пространственная среда.
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:
- разнообразие;
- доступность;
- эмоциогенность;
- зонирование.
Среда должна обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка. Побуждать детей к деятельности. Способствовать их развитию самостоятельности и творчества. Обеспечивать развитие субъективной позиции ребенка.
Предметно-пространственная развивающая среда адаптационных групп отвечает следующим требованиям:
- безопасность;
- насыщенность;
- трансформирумость;
- полифункциональсноть;
- вариативность;
- доступность.
Развивающая предметная среда группы богата, разнообразна и постоянно меняется. Она выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.